На протяжении столетий в праздник Преображения Господа нашего Иисуса Христа в православных храмах читается молитва «О принося́щих нача́тки овоще́й» («О приносящих первый урожай овощей»). Молитву эту священнослужитель должен прочитать над людьми, потрудившимися на земле и с Божией помощью получивших урожай, принесших его первые собранные плоды в храм, как благодарственное приношение Богу. Текст этой молитвы следующий:
«Влады́ко Го́споди Бо́же на́ш, твоя от твои́х приноси́ти Тебе́ по предложе́нию кому́ждо повеле́вый, и ве́чных Твои́х благ воздая́ние сим да́руяй, и́же вдовы́ по си́ле приноше́ние бла́гоуго́дно прие́мый, приими́ и ны́не принесе́ная от раба́ Твоего́ (имярек), и в ве́чных Твои́х сокро́вищах возложи́тися сим сподо́би: да́руй ему́ и мирски́х твои́х благ оби́льное восприя́тие, со все́ми поле́зными ему́.
Я́ко бла́гослови́ся твое́ и́мя, и просла́вися твое́ ца́рство, Отца́, и Сы́на, и Свя́та́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.»
Текст молитвы, как видно, является обетованием того, что за принесённую в храм с благодарностью, в виде результатов своего труда, жертву Богу Он воздаст Своему тру́днику ещё бо́льшими мирскими благами.
Освящаются, таким образом, не корзины яблок, винограда и прочих фруктов из супермаркетов: освящается каждый человек, имеющий в своём сердце, после понесённых тягот труда на земле, благодарность к Богу за соучастие в этом труде. И не просто благодарность словесную, но и выраженную в приношении части урожая как жертвы на храм Божий.
Отчего-то в практике духовной жизни нынешних православных христиан забота прихожан о своём приходе и труждающихся при храме людях видоизменилась в странный обычай: приносить в храм корзины фруктов, а после окропления их святой водой уносить всё обратно, по домам. В контексте приведённой выше молитвы это действие выглядит, как минимум, странно и невежливо: принести Богу жертву, чтобы тут же утащить её домой. Зачем было приносить? Чтобы после мучиться вопросом, что делать с огрызком от «освящённого» яблока? Ну, огрызок ещё как-то можно съесть. А что делать с косточкой абрикоса? А персика?
Неразрешимые вопросы порождает бездумное привычное исполнение привычных вроде бы ритуалов, ставших по недоразумению общецерковными…
P.S.
Собственно, это не постскриптум к статье, а послесловие самой молитвы «О приносящих первый урожай овощей»: «Та́кожде и и́но ово́щие да прино́сится ко́еждо во свое́ вре́мя ко хра́му на бла́гослове́ние, и моли́тва глаго́лется над ни́ми та́же».
Традиция благословлять первые плоды того или иного урожая очень древняя, она восходит к Ветхому Завету. Ветхозаветному священству не были выделены собственные поля и виноградники, в отличие от представителей других колен Израилевых. Оно должно было полностью посвятить себя молитве за народ. А народ в ответ обязан был отдавать священникам десятину от всего, что вырастил. Первые же плоды каждого из видов урожая приносились прямо в Храм в Иерусалиме.
Эта же практика – отдавать первые плоды в церковь – отражена в раннехристианских памятниках, то есть она не была отменена в апостольскую эпоху, в отличие от множества других ветхозаветных установлений. Практически это выглядит так: созрели на огороде кабачки – приносишь в храм кабачки, священник читает благодарственную молитву. Огурцы пошли – приносишь огурцы, священник читает благодарственную молитву. Картошку собрал – везёшь в храм мешок-другой-третий картошки, священник читает благодарственную молитву. И так далее, пока приходской погреб не вместит в себя столько овощей, чтобы прокормить всех труждающихся на приходе и всех, кто обратиться в храм за помощью.