Ваши имя:
Пароль:
О вещах, приносимых в храм

Ответ на вопрос принимают ли в храме ненужную более одежду и вещи

О приходском Реабилитационном центре

Реабилитационное сообщество на территории Прихода

О материальной помощи нуждающимся

Как получить в храме денежную помощь

О крещении детей

Некоторая предварительная информация для родителей, желающих покрестить своих детей


Вопрос 297

Здравствуйте, буду очень благодарен, если Вы найдете минутку для ответа на мой вопрос. Я не так давно столкнулся с понятием «апокатастасис», не стал особо углубляться в это учение – ограничился статьей в Википедии. Само учение мне безразлично, но, тем не менее, появилась мысль, точнее вопрос, ответ на который не могу найти. Если Бог все знает, и он есть абсолютная Любовь, то, как он может сотворить мир, в котором большая часть людей получат вечные муки? И о чем говорит ап. Павел в послании к Коринфянам в 3 главе 15 стих: «А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня». И если творение пало, и в конце веков спасется только часть, то получается, что замысел о творении не получился? Что же, Бог ошибся? Более того, получается, что если хотя бы один человек не спасется, то Бог проиграл? Конечно, у того же Павла есть слова: “Но кто ты, человек, чтобы спорить с Богом? Разве скажет горшок горшечнику: «Зачем ты меня таким сделал?» (Послание к Римлянам 9:20). Из статьи на «вики» видно, что некоторые отцы Церкви прибегали к термину “апокатастасис”. Знаю, что официальная православная позиция, если можно так сказать, говорит, что спасутся не все. Не могли бы Вы рассказать про свое отношение к этому вопросу. Если удастся еще затронуть и Предание, то буду Вам вдвойне благодарен.

 

В основании многих богословских вопросов находится вопрос о свободе человека. Да, Бог есть Любовь, и Он всё знает. И Он, разумеется, знает, что какое-то количество людей выберут не вечную блаженную жизнь, а перейдут в вечное умирание вне Его. И что с того? Не Бог источник умирания, а воля человека, направленная вне Бога, отторгающая Любовь. Почему Бог должен лишать блаженства тех, кто по своей свободной воле выбрал блаженство? И как Он может насильно заставить принимать Его любовь тех, кто не хочет этого?

Вы спрашиваете: «замысел о творении не получился? Что же, Бог ошибся? …если хотя бы один человек не спасётся, то Бог проиграл?». Мне не понятен информационный источник самой основы такого вопроса: я, например, не знаю в полноте Божьего замысла и цели творения. Но я точно знаю, что Бог не «ошибся», потому, что до грехопадения человека уже был прецедент отпадения творения от Бога: это произошло в мире ангелов. И это показывает, что не было в замысле Творца намерения спасти всё творение. Что и невозможно: любовь – состояние взаимной свободы. Собственно, основная богословская несостоятельность в учении о всеобщем спасении заключается именно в фактическом отрицании свободы человека, как неотъемлемой части образа Божия в нём.

Что касается «спасения как бы из огня», то речь идёт о роли в процессе спасения дел и веры. Если вера правильна, и дела праведны, то "механизм" спасения ясен. Но, если дела противоречат вере, то спасение души предельно осложняется: в крайнем случае, оно вообще может стать невозможным. От этого и предостерегает апостол Павел коринфян.